Содержание учебного материала и требования к уровню учебной подготовки учащихся - Программа факультатива для учеников 1 4 классов «Мир Красоты»




Содержание учебного материала и требования к уровню учебной подготовки учащихся

^ Раздел № 1. Первый класс. Мир природы и твоей души.

( 36 часов)




Кол-во

часов

Содержание учебного материала

Требования к уровню учебной подготовки учащихся

1


1.1


1.2


1.3


1.4


1.5


1.6


1.7


1.8


2

2.1


2.2


2.3


2.4



8


4



Тема №1. Мир природы планеты Земля

Красота.

Понятие Красоты. Сказка о Курочке Рябе. Символика сказки. Иллюстрация потребительского отношения к Красоте. Демонстрация рисунков, фотографий с изображением животных, уголков природы, репродукций картин.


^ Красиво то, что я люблю.

История маленького Принца и Розы. (Антуан де Сент Экзюпери). Почему Роза для Принца была самой красивой, и ради нее он способен был пожертвовать жизнью. Игра «Копилка слов» (Самые лучшие слова о маме), «разговор с кисточкой и краской». Рисуем тех, кого любим: портрет моей мамы.

^ Мой маленький друг.

Мы в ответе за тех, кого приручили. Разговор о животных, живущих рядом с нами. История приручения Лиса Маленьким Принцем. Жестовая игра: Покажи своего маленького друга. Рисуем портрет своего домашнего животного. Страдают ли наши животные от наших прихотей. Рассказ

Л. Н. Толстого «Птичка».


^ Экскурсия №1. В гости к Ивушке.

Экскурсия в парк к одному самому старому и большому дереву. Рассказ о дриадах - древнейших сказочных существах, духах деревьев. Мифы древних славян. Разговор с деревом. Игра: «Слушаем звуки парка». Сбор природного материала для изготовления поделок. Практическая работа №1. Подарки осени. Изготовление поделок из природного материала.

^ Мир животных.

Кто такие животные? Как к ним должен относиться человек. Для чего животные нужны на Земле? Способны ли они чувствовать, мыслить, страдать, радоваться. Стихотворение

В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»,

С. Кучеренко «Глаза оленухи». Рисуем глаза оленухи.


^ Одухотворенная природа.

Отрывок из пьесы

Мориса Метерлинка «Синяя птица» Беседа феи Берилюны с Тильтиль и Митиль. Можно ли увидеть души того, что нас окружает. Игра: «Шапочка феи». Те, кому достается шапочка феи, рассказывают как может выглядеть душа того предмета, на который смотришь.

^ Живая земля.

Развивать представление о Земле как живом существе. Рассказ Конан Дойля «Когда земля вскрикнула». Демонстрация фотографий ландшафтов земли, Земли из космоса. Стихотворение Лючии Одляну

«Синяя бусинка». Игра: «Представь Земля у тебя на ладонях, как уберечь её от зла».


^ Экскурсия № 2.Живая земля. Беседа в парке о том, как растут деревья, травы. Рассматривание почвы, опавшей листвы. Объяснение круговорота веществ в природе. Почему от прошлогодних листьев остаются одни жилки. Как земля заботится о своих жителях, как жители заботятся о земле.


^ Тема № 2. Космос.

Жители Космоса: Звезды. Планеты. Кометы.

Объяснение понятий звезды, планеты, Солнечная, Звездная системы, Галактики, кометы. Кассета «Веление Космоса». Рисуем звездное небо.


^ Солнце – источник жизни.

Солнце – звезда, дающая энергию для жизни на земле. Живые существа изменяют эту энергию и поэтому живут. Краткие сведения о строении Солнца. Связь дыхания Солнца с жизнью Земли (понятие вспышки на солнце). Почему бывает день и ночь, лето и зима. Демонстрация иллюстраций, отражающих это явление. Солнце в сказках К. Чуковского.

Рисуем солнце.


^ Чему нас учит Солнце?

Солнечные качества человека.

В.В.Маяковский «Необыкновенное приключение...». Что значить светить везде. Почему радуга разноцветная? Радуга нас учит, что в жизни не бывает черного или белого, мир многоцветен, что это значит? Игра: «Поймай на ресницу радугу». Коллективная Практическая работа №2. «Мои солнечные качества».


^ Космос - дом планет и звезд.

Развивать представление о бесконечности Вселенной. Чем могут быть звезды. Отрывок из «Маленького Принца» прощание с летчиком и беседа о звездах, на которых нас кто-то ждет. В.В. Маяковский «Послушайте». Демонстрация карты звездного неба, Приведение цифр, показывающих, сколько звезд в нашей Галактике. Рисуем свою звезду.


Знает символическое значение сказки «Курочка Ряба».

Приводит примеры Красоты в окружающем мире, природе, в человеческих отношениях.

Объясняет необходимость бережного отношения к Красоте.

Знает о печальных последствиях разрушения Красоты.

Знает понятия: «теплый и холодный цвет». Рисует акварелью яйцо, использует разные оттенки желтого цвета.

Знает содержание сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький Принц».

Объясняет понятие: « самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце»

Знает о силе сердечной любви.

Выражает свои чувства к любимым и близким через слово.

Имеет навыки работы с акварелью.

Знает портретный жанр живописи.

Рисует портрет.


Знает содержание рассказа Л.Н.Толстого «Птичка».

Объясняет причину поступка Сережи, который привел к гибели чижа.

Объясняет понятие: « приручить, значит создать узы».

Составляет устный рассказ о своем домашнем животном, понимает свою меру ответственности за домашнее животное. Может проявлять сострадание, выражает свои чувства словами.

Имеет навыки работы с акварелью.

Рисует домашнее животное, пользуется необходимыми приемами рисования животных.


Знает об одухотворении природы, знаком с мифами древних славян, в которых вся природа живая.

Умеет слушать учителя и задавать вопросы по теме услышанного, сосредоточиться для выполнения цели, осознанно воспринимает информацию. Наблюдает природные явления, различает звуки природы, называя их.

Понимает ценность мира природы, может увидеть в ней Красоту.


Знает и называет представителей мира животных. Понимает необходимость бережного отношения к ним. Может описать словами эмоции и чувства животных, выражать свое отношение к истории лошади стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», истории оленухи, потерявшей своего детеныша рассказ

С. Кучеренко «Глаза оленухи».

Рисует оленя, выражает с помощью художественных приемов состояние животного.


Знает содержание пьесы

Мориса Метерлинка «Синяя птица», может дать словесное описание главных героев пьесы, пересказывает услышанный текст.

Знает о духовном содержании окружающего мира, может описать качества предметов, используя словарный запас, описывающий качества человека.


Знает о способности планеты Земля воспринимать боль, страдания, радость и другие качества, присущие живым организмам.

Объясняет причины страданий Земли, связанные с человеком и его деятельностью.

Использует примеры из художественных произведений Конан Дойля «Когда земля вскрикнула», Лючии Одляну «Синяя бусинка» для объяснения различного влияния человека на планету Земля.

В ходе игры «Представь» доказывает необходимость бережного отношения к своей планете.


Знает, как проявляются различные явления природы: рост растений, раскрывание почек, опадение листвы.

Может объяснить на примере появления, роста и опадения листвы, как осуществляется круговорот веществ в природе, замечает и объясняет взаимосвязи в природе: опавшая листва- дождевые черви – перегной- новые растения. Имеет представления о сосуществовании и взаимопомощи живых организмов в природе.


Объясняет понятие Космос как прекрасное устройство. Знает о бесконечности Космоса и его упорядоченном построении: звезды, звездные системы, Галактики, Метагалактики и т. д.

Умеет объяснять понятия: планеты, звезды, кометы.

Имеет представление о Галактиках, Галактике, в которой находится планета Земля - Млечный путь.

Слушает рассказ «Веление Космоса», может выразить в виде рисунка то, что услышал.


Характеризует Солнце как звезду, дающую энергию для жизни на Земле.

Знает основные астрономические сведения о строении Солнца, о вспышках на солнце, пятнообразовательном процессе и их связи с процессами на Земле.

Объясняет причины суточных и сезонных ритмов на Земле. Приводит примеры влияния солнца на жизнь Земли, используя личный опыт.

Слушает содержание сказки К.Чуковского «Краденое солнце», объясняет поведение животных, проводит аналогии с личным опытом.

Рисует солнце.


Проводить аналогии между человеческими качествами: альтруизма, бескорыстия, радости и характеристиками Солнца.

Имеет представления об этимологии слова радуга ( ра- солнце дуга- дугой)

Приводит примеры солнечных качеств человека.

Вербально выражает свое стремление к солнечным качествам.

Высказывает свое мнение по поводу своих устремлений в жизни, объясняет, какие солнечные человеческие качества для этого нужны. Использует основные методы и приемы работы с акварелью при выполнении коллективной творческой работы.

Знает о бесконечности Вселенной и ее различных уровнях организации: звезды, звездные системы, Галактики, Метагалактики и т. д. Имеет представление об обитаемости иных миров.

Слушает выразительное чтение отрывка из «Маленького Принца» о прощании летчика с Маленьким Принцем.

Знает, что человек в своем строении подобен Космосу, имеет вечную, неуничтожимую душу.

Имеет представление о способности человеческой мысли распространяться на большие расстояния, минуя все преграды.

Знает об ответственности человека не только за свои поступки, но и за мысли.

Высказывает суждение о необходимости светлых мыслей, их способности изменять мир.

Умеет выражать свои чувства и мысли через рисунок. Использует основные приемы работы с акварелью, может экспериментировать с цветом, использует широкий спектр теплых, холодных тонов.

3

3.1


3.2


3.3


3.4


3.5


3.6


3.7


3.8


3.9


3.10


3.11


3.12


3.13

13



Тема № 3. Мир твоей души.

Я – человек.

Объяснить, чем человек отличается от других жителей планеты. Игра: Представь, исчезает все, что создала природа, остается человек и его машины. Человек часть природы или царь? Докажите. Рассказ В.Сухомлинского «Потому что

я - человек».


^ Самое важное.

Зачем мы приходим на Землю? Понятие предназначения человека, его миссии, смысла жизни. Отрывок из пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица» сцена «Царство будущего»

^ Экскурсия №3
Посещение зала древнейшей истории Краеведческого музея

Знакомство с образом жизни древних людей. Культура и цивилизация древних. Пред экскурсией ставится вопрос: «Изменился ли человек с того древнего времени?»

^ Неужели мы не меняемся?

Практическая работа № 3. Сравнить человека древних поселений, с жизнью которого познакомились в музее, и современного человека. Для работы предлагаются:

рисунки с изображением стоянок древнего человека и фотографии современных людей. Демонстрация «достижений» цивилизации. Дети пытаются ответить на вопросы: «Человек стал хуже или лучше?». «Что же будет дальше?». Демонстрация образцов истинного творчества человека.

^ Наша душа небесного происхождения (часть 1).

Где живет душа, почему говорят «темная душа», «светлая душа». Разве люди могли так много говорить о том, чего нет? Отрывок из «Маленького Принца», его путешествия по планетам. Какой была душа у жителей каждой планеты?

^ Наша душа небесного происхождения (часть 2).

Какой была душа у Маленького Принца? Почему Русалочка из сказки Андерсена так хотела её получить? сказка Л. Дансени «Душа, созданная родичами эльфов».

^ Сердце (часть 1). Сердце- солнце нашего организма.

Какие чувства живут в сердце. Краткие сведения об уникальном строении сердца, его главенствующей роли не только на анатомо- физиологическом уровне, но и на духовном.

М. Горький «Легенда о сердце матери». ^ Практическая работа

№ 4. Слушаем сердце друг друга.

Сердце (часть 2).

Чувства, живущие в сердце. Что значит смотреть и слушать сердцем? Объясняем высказывание Лиса: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». М.Горький легенда «Горящее сердце Данко». Рисуем сердце Данко.

Любовь.

Первый человек в мире, которого ты любишь, от которого узнаешь что это такое. Колыбельная песня мамы, помним ли мы её. ^ Практическая работа№5: Игра «У колыбели». Ребята представляют, пользуясь игрушками, как мама пела им песни, что она при этом делала. Когда каждый из ребят вырастет, как он будет любить своего малыша. Можно ли любовь объяснить, или её нужно только чувствовать? Может ли научить любви тот, кто не любил?

^ Любите ближнего.

Отрывок из детской Библии: Нагорная Проповедь Иисуса Христа. Почему так важно людям любить друг друга. На доске записать цифры, отражающие, количество жертв Второй Мировой войны. Пересказ рассказа Короленко «Дети подземелья». Зачем нужна была любовь умирающей девочке, её ведь не спасли?

^ Сон другая сторона жизни.

Фрагмент сказки Андерсена «Оле Лукойе». Развивать фантазию и веру в чудо.

Рисуем зонтики Оле.


Моя мечта.

Развивать представление о материальности мысли. А.Костинский « Сказка о мыслях». Мечта должна быть очень хорошей. Рисуем то, о чем мечтаем.


Экскурсия № 4.

Посещение парка. О чем мечтают спящие деревья? Игра: Беседуем мыслями. Рассказ о жизни зимой растений, насекомых и птиц.



Знает место человека в мире природы как части этого мира.

Характеризует человека как разумное, мыслящее существо, обладающее человеческими качествами.

Знает содержание рассказа В.Сухомлинского «Потому что

я - человек», анализирует поступки человека, человеческие качества по рассказу. Называет эти качества, приводит примеры из личного опыта, иллюстрирующие положительные качества человека.

Составляет рисунок- схему «Человек».

Знает суть понятий: смысл жизни, предназначение в жизни.

Анализирует отрывок из пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица» сцену «Царство будущего». Объясняет миссии детей пьесы, высказывает суждение о своем предназначении.


Знает о существовании поселений древнейших людей эпохи неолита на территории своего района, называет особенности уклада жизни древнейших людей, социальных отношений, культуры. Умеет использовать материал музея для аргументированных ответов на вопросы.


Знает определение понятий цивилизация как материальных достижений, культуры как духовных достижений человечества.

Сравнивает материальные и духовные накопления человечества раннего периода развития и современного, проводит параллели между древнейшим и современным человеком. Делает вывод о развитии (эволюции) человечества, высказывает суждения о возможных перспективах эволюции.


Знает о двойственной, духовно- материальной природе человека.

Характеризует качества души Маленького Принца. Высказывает мнение о своих духовных качествах, о необходимости связи человека с Высшим источником.


Знает содержание сказок Андерсена «Русалочка», Дансени «Душа, созданная родичами эльфов». Объясняет главенствующую роль духовных качеств человека в его развитии и совершенствовании.


Знает о сердце как уникальном органе, о его главенствующей роли не только на анатомо - физиологическом уровне, но и на духовном.

Умеет слушать выразительное чтение, делать анализ. На примере «Легенды о сердце» М.Горького раскрывать смысл и значение жертвенной любви.

Проводит простейшие самонаблюдения и наблюдения за работой сердца. Знает правописание слов: «сердце» и «солнце», этимологическое значение этих слов, проводит параллели между этими словами.


Знает и умеет выражать вербально сердечные качества человека, объясняет высказывание Лиса: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

Знает о силе любящего сердца, приводит примеры из легенды «Горящее сердце Данко».

Использует навыки работы с акварелью выполняя рисунок.

Знает содержание колыбельной песни «Котя, Котенька, Коток».

Исполняет песню в ситуативной игре.

Передает через слово свое отношение к маме, составляет словесный рассказ о маме, знает о силе материнской любви, приводит примеры из своей жизни, когда любовь и забота мамы помогали перенести трудности. Высказывает свое мнение о чувствах, которые испытывает при ласках и заботе мамы, о своем отношении к маме, проявляет ответные чувства к маме, благодарность и любовь.


Знает суть Нагорной Проповеди Иисуса Христа. Объясняет значение любви для жизни человечества, знает о страшных последствиях войн.

Слушает пересказ и выразительное чтение отдельных отрывков из произведения Короленко «Дети подземелья», анализирует текст, высказывает свое мнение, делает вывод о силе жертвенной любви.


Знает о сне как особом состоянии человека, в котором отражается его настоящая, будущая и прошлая жизнь.

Объясняет причины ночных кошмаров и страхов. Знает, как защитить себя от них. Использует сказочный образ Оле Лукойе для самовнушения и защиты от ночных страхов. Рисует разноцветные зонтики Оле. Пользуется навыками работы с акварелью.

Знает о силе человеческой мысли, имеет представление о том, как мечта может формировать будущее. Знает содержание сказки А.Костинского

« Сказка о мыслях», высказывает свое отношение к ее содержанию, определяет для себя свою заветную мечту, выражает ее через слово и рисунок.

Знает о природных явлениях в жизни растений и животных зимой. Умеет слушать, наблюдать, сосредотачиваться, знает о возможности мысленной беседы. Выражает заботу и сострадание к животным, нуждающимся в поддержке зимой, подкармливает птиц. Составляет устный рассказ « О чем мечтают спящие деревья?»


4


4.1


4.2


4.3


4.4


4.5


4.6


4.7


4.8



8

Тема №4. Природа глазами души.

Жители планеты Земля: Растения.

Космическая роль растений. Объяснить разницу между животными и растениями. Сказка Б. Заходера «Почему деревья не ходят». Демонстрация рисунков, отражающих жизнедеятельность растений. Рисуем растение.


^ Эльфы – души цветов.

Английская народная сказка «История колокольчика», сказка Андерсена «Дюймовочка». Почему растения пахнут? Почему растения цветут? Рисуем колокольчики для принцессы эльфов.


^ Кто приносит весну.

Весенние явления в жизни Земли. Сказка Б. Гусака «Ласточка, которая сделала весну». Рисуем прилет ласточек.


Экскурсия № 5.

В парк к старой иве. Что изменилось вокруг. Наблюдение за сокодвижением, появлением первых ростков, состоянием почек. Игра: Слушаем весенние звуки парка.


^ Насекомые- друзья цветов.

Многообразие мира насекомых и связь с растениями. Плод – ребёнок цветка, для его появления нужны насекомые. Отрывки из повести Яна Ларри «Приключение Карика и Вали».

^ Экскурсия №6.

Учимся у муравьев. Поход к муравейнику. Наблюдение за жизнью муравьев. Легенда об общественных насекомых, подаренных Учителями человечества, чтобы люди у них учились. Вопрос экскурсии: «Чему можно научиться у муравьёв?». Сказка Бианки « как Муравьишка спешил домой».


^ Все связано со всем или пирамида жизни Земли.

Сказка «Теремок» - иллюстрация последствий нарушений естественной жизни живых организмов, Жестовая игра «Пирамида жизни».


^ Экскурсия № 7. В парк.

Все связано со всем. Задача: Выяснить, как живые организмы связаны друг с другом. Рисунок в парке.



Знает о существенных отличиях растений от других живых организмов.

Связывает эти отличия со способом питания растений. Знает содержание сказки Б.Заходера «Почему деревья не ходят». Уясняет суть понятия фотосинтез, может объяснить связь между солнечным светом и питанием растений. Объясняет уникальность растений как первичных преобразователей солнечной энергии.

Использует навыки работы с акварелью, выражает информацию, полученную о способе питания растений через рисунок.

Знает содержание английской народной сказки «История колокольчика», сказки Андерсена «Дюймовочка». Объясняет необходимость запаха, нектара и пыльцы в цветах для опыления пчелами и образования семян и плодов (детей) растений. Фантазирует о жизни эльфов- охранителей растений, выражает свои фантазии в кратком рассказе и рисунке, использует навыки работы с акварелью.


Знает о весенних явлениях в жизни растений: сокодвижении, распускании почек и росте листьев, появлении цветков, прилете птиц, образовании пар. Слушает выразительное чтение сказки Б.Гусака « Ласточка, которая сделала весну», пересказывает содержание сказки, объясняет весенние явления как результат увеличения продолжительности дня, воздействия солнца. Использует навыки работы с акварелью, рисует иллюстрацию к сказке.


Знает как проявляются весенние явления в жизни растений и животных, называет их, умеет наблюдать, слушать, фантазировать, дорисовывая вербально услышанное и увиденное.


Знает содержание сказочной повести Яна Ларри « Приключение Карика и Вали», кратко пересказывает историю с цветком- энотерой, объясняет роль насекомых в размножении растений, рисует иллюстрацию к отрывку повести, используя навыки работы с акварелью.

Знает о жизни общественных насекомых. Приводит примеры общественных насекомых, дает характеристику особенностям их жизни. Наблюдает за жизнью муравейника, делает вывод о существующих в мире природы взаимопомощи и поддержке между ее обитателями. Знает содержание сказки Бианки « как Муравьишка спешил домой». Делает вывод о том, чему можно поучиться людям у муравьев и других общественных насекомых.

Знает о взаимозависимости всех живых организмов на Земле. Уясняет понятия: экологическое равновесие, экологическая пирамида жизни. Использует символическое значение сказки «Теремок» для объяснения возможных последствий при нарушении устоявшихся экологических отношений между живыми существами планеты.

Умеет наблюдать мир природы, замечает взаимосвязи между живыми организмами парка, объясняет, как связаны между собой птицы и растения, насекомые и растения, растения и люди. Делает вывод о существующих в природе взаимосвязях, сотрудничестве и взаимовыгодном сожительстве.

6832833380426933.html
6833117453758001.html
6833240377077573.html
6833366191509616.html
6833486871390882.html