Данте Алигьери. Божественная комедия - страница 119

^ ЧИСТИЛИЩЕ


ПЕСНЬ ПЕРВАЯ


Выход из Ада к подножию горы Чистилища


4. Второе царство - то есть Чистилище. Данте изображает его в виде

огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид

усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют

Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно

Чистилища). На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного

Рая.

7. Мертвое... песнопенье - потому что описывало область вечной смерти -

Ад.

9-12. Пусть Каллиопа... - Девять дочерей фесалийского царя Пиера,

Пиериды, дерзнули состязаться с музами в искусстве песнопения, но были

посрамлены и превращены в сорок. На стороне муз выступала Каллиопа, муза

эпической поэзии, старшая из девяти муз (Метам., V, 294-678).

19-21. Маяк любви, прекрасная планета - то есть Венера, затмевающая

своей яркостью созвездие Рыб, в котором она находилась.

22. К остью - то есть к небесному полюсу, в данном случае южному.

23-27. Четыре звезды (Ч., VIII, 91-92; XXXI. 106) символизируют четыре

"основные" ("естественные") добродетели древнего мира (мудрость,

справедливость, мужество и умеренность).

24. Первых озарял людей - то есть Адама и Еву, обитавших в Земном Раю.

29. К остью полуночи - в сторону Северного небесного полюса.

30. Колесница - Большая Медведица, скрытая за горизонтом.

31. Некий старец - Катон Младший Утический (95-46 гг. до н. э.),

государственный деятель последних времен Римской республики, который, не

пожелав пережить ее крушение, покончил с собой (в городе Утике - см. ст.

74). Данте делает его стражем Чистилища, на вершине которого, по мысли

поэта, дух обретает свободу (Ч., XXVII, 140-142).

41. Слепой водопад - подземный ручей, вдоль которого поэты поднимались

из Ада.

42. Оперенье - величавая борода Катона.

58. Последний вечер - то есть смерть. В стихах 59-60 имеется в виду

духовная смерть, угрожавшая заблудшему.

71. Он восхотел свободы - духовной свободы, которая достигается

посредством нравственного очищения. Этой свободе, не осуществимой без

свободы гражданской, Катон посвятил и отдал жизнь (ст. 73-75).

75. В грозный день - то есть в день Страшного суда.

77. Минос. - Вергилий, как обитатель Лимба, не подвластен Миносу.

78. И круг мой - тот, где Марция твоя... - Лимб, где обитает Марция,

жена Катона (А., IV, 128).

80. Считать ее своей. - Катон уступил Марцию своему другу Гортензию,

после смерти которого она снова вернулась к Катону, желая умереть "его

Марцией".

82. Твои семь царств - то есть семь кругов Чистилища.

88. Зловещий вал - волны Ахерона, окаймляющего Ад.

89. Изведенный силою чудесной - из Лимба (А., IV, 46-63).

94. Тростьем опояшь его - тростником, символом смирения.

98. Первому из слуг - ангелу-привратнику (Ч., IX, 76-84).

^ ПЕСНЬ ВТОРАЯ


У подножия горы Чистилища. - Новоприбывшие души умерших


1-3. По Данте, гора Чистилища и Иерусалим расположены на

противоположных концах земного диаметра, поэтому у них общий горизонт. В

северном полушарии вершина небесного меридиана ("полдневного круга"),

пересекающего этот горизонт, приходится над Ерусалимом. В описываемый час

солнце, видимое в Иерусалиме, клонилось к закату, чтобы вскоре появиться на

небе Чистилища.

4-6. А ночь... - Согласно средневековой географии, Иерусалим лежит в

самой середине суши, расположенной в северном полушарии между Полярным

кругом и экватором и простирающейся с запада на восток всего лишь на 180ь

долготы. Остальные три четверти земного шара покрыты водами Океана. В равном

отдалении от Иерусалима находятся: на крайнем востоке - устье Ганга,

текущего с запада на восток, на крайнем западе - Геркулесовы столбы, Испания

и Марокко. Когда в Иерусалиме заходит солнце, то со стороны Ганга

надвигается ночь. В описываемое время года, то есть в пору весеннего

равноденствия, ночь держит в руках весы, то есть находится в созвездии

Весов, противостоя солнцу, находящемуся в созвездии Овна. Осенью, когда она

"одолеет" день и станет продолжительнее, чем он, она выйдет из

созвездия Весов, то есть "выронит" их.

16. И снова да сверкнет! - Данте жаждет после смерти снова очутиться у

горы Чистилища, на берегу спасения.

26. В той первой белизне. - То, что белело по сторонам приближающегося

света, были крылья ангела; то, что белело внизу, - его одежда. Средоточием

света было его лицо.

46. "In exttu Israel" (лат.) - "Когда вышел Израиль [из Египта]".

56-57. Сбив с небесной середины Козерога. - При восходе солнца

созвездие Козерога было на меридиане, а теперь начало склоняться к западу.

86. И тут ее узнал я. - Данте узнал тень своего друга, композитора и

певца Каселлы (ст. 91).

91-92. Ради возвращенья сюда же - ради того, чтобы после смерти

оказаться в Чистилище, а затем в Раю.

94-105. Каселла рассказывает поэту, что души тех, "кто не притянут

Ахероном" (ср. А., III, 70-129), то есть не осужден на муки Ада, слетаются

после смерти к устью Тибра (ср. Ч., XXV, 85-87), откуда ангел отвозит их в

челне на остров Чистилища. Хотя он долго не брал с собой Каселлу, тот не

усматривает в этом обиды, будучи убежден, что желание ангела-перевозчика "с

высшей правдой сходно". Но сейчас весна 1300 г., в Риме, начиная с

рождества, справляется церковный "юбилей" (см. прим. А., XVIII, 28-33),

щедро отпускаются грехи живым и облегчается участь мертвых. Поэтому вот уже

три месяца, как ангел "берет свободно" в свою ладью всех, кто ни попросит

112. "Любовь, в душе беседуя со мной". - Так начинается одна из канцон

Данте, открывающая собою третий трактат "Пира".

119. Величественный старец - Катон.


6811928501519813.html
6812064051594443.html
6812189589467215.html
6812267480052285.html
6812405526267958.html