ЗАКЛЮЧЕНИЕ Идея мультикультурности, выдвинутая западными культурологами, имеет свои положительные стороны, поскольку она помогает формировать уважение к представителям иных, «чужих» культур, но на основе этой идеи невольно складывается представление, что все культуры одинаковы, что между ними нет принципиальной разницы. Это большая ошибка; мы должны уяснить, что все культуры заслуживают одинакового уважения, но каждая культура уникальна, неповторима и незаменима. Потеря культуры малого народа есть утрата для всего человечества, невосполнимая утрата, вот почему ЮНЕСКО выделяет средства для поддержки культуры малых народов. Ученые Карелии изучают эту проблему с учетом двух подходов. Во-первых, использование методологии иррационального, многомерного изучения культуры в противоположность упрощенному однозначному, рациональному; во-вторых, изучение путей и способов взаимодействия «своего» и «чужого» в диалоге культур. Некоторых коллег такая формулировка пугает, они опасаются, что акцент на «чужом» может усилить разобщенность между людьми. Но в действительности «чужого» можно не опасаться лишь тогда, когда оно освоено. З. Фрейд когда-то верно заметил, что страх — это реакция не на опасность, а на нашу неготовность к опасности. Если «чужое» освоили, т. е. изучили и осмыслили положительные и отрицательные стороны, то его уже можно не бояться. Для нормализации отношений с «чужой» культурой нужно выдвигать на первый план то, в чем мы «свои» с представителями иной культуры, и отодвигать на задний план то, в чем мы «чужие» с ними. В условиях постмодернистской картины мира идентификация характеризуется следующими особенностями: многомерность; динамичность; связь с глобальными процессами; кризис традиционной идентичности. Этническая идентичность является результатом рождения, воспитания, внушения и сознательного убеждения, благодаря чему человек определяет свою принадлежность к этносу, однако в случае, если человек вырос в смешанном браке, то возможна бинарная, двуплановая этническая идентичность, когда человек осознает себя причастным к двум этническим культурам. В отличие от этого, принадлежность к нации есть результат социализации, сознательного выбора своей принадлежности и усвоения ценностей национальной культуры. Это два разных измерения идентичности. В одном отношении человек идентифицирует себя с этническими ценностями, в другом — с национальными. В таком случае человек осознает свою принадлежность к нации, разделяя ее ценности и осознавая свою ответственность за нее, но при этом он чувствует себя по рождению, по кровному родству принадлежащим к этносу, который также предъявляет к нему свои требования, и это не зависит от осознания этим человеком своих этнических корней. Именно этничность является примордиальной характеристикой человека. Различие этноса и нации можно наглядно представить в таблице:
Этнос | Нация | Почва (ландшафт) | Территория | Кровное родство (расово-антропологические черты) | Идеология | Этноцентризм | Национализм | Мифология | Религия | Устная традиция | Письменность | Иррациональная душа | Дух и рациональный разум | Цикличное время | Историзм | Судьба | Индустриальный прогресс | Социальное | Политическое |
Для понимания существа современной идентичности русских следует признать, что многие из них утратили связь с этническими корнями. Историческими причинами этого являются миграционные процессы ХХ в. и ошибки в национальной политике Советской России, где интернационализация считалась прогрессивной тенденцией, а национальное развитие — реакционной. Думается, что понимание различия этнического и национального измерения культурной идентичности поможет преодолеть ошибки и убережет от неверных решений в культурной политике. Соответственно, углубление и развитие наших этнических культурных корней приведет не к разобщению, но к углублению нашего духовного богатства. Это особенно актуально в условиях нарастающего давления западной массовой культуры, ведущей к обезличиванию духовного потенциала россиян. Параллельно этому должно продолжаться укрепление русского национального единства и развитие русской культуры. Только таким путем мы сможем выполнить поставленную еще Ф. М. Достоевским и В. С. Соловьевым задачу — «через духовность привести человечество к единству». ^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Алексеев В. П. Этногенез. М.: Высшая школа, 1986. 174 с. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. С. 5—40. Арутюнян Ю. В. Этносоциология / Ю. В. Арутютян, Л. М. Дробижева, А. А. Су-соколов. М.: Аспект-пресс, 1998. 272 с. Бабаков В. Г. Кризисные этносы. М.: ИФРАН, 1993. 183 с. Барбаков О. М. Региональное управление: реалии и перспективы. СПб.: Лань, 1999. Бердяев Н. А. О русском национальном сознании // Слово. 1908. № 643. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. С. 57— 232. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. 320 с. Губогло М. Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003. 764 с. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. М.: Гидрометиздат, 1989. 528 с. Денисова Г. С. Социальная субъективность этноса: (концептуальный подход). Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1997. 42 с. Денисова Г. С. Этносоциология: учеб. пособие / Г. С. Денисова, М. Р. Радовель. Ростов н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. 280 с. Дудник О. Жизненные стратегии северян в условиях трансформирующегося общества: автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2002. 16 с. Казьмина О. Е. Основы этнодемографии: учеб. пособие // О. Е. Казьмина, П. И. Пучков. М.: Наука, 1994. С. 49—63. Карелы: модели языковой мобилизации: Сб. материалов и документов / сост. В. Н. Бирин, Е. И. Клементьев, А. А. Кожанов. Петрозаводск: КНЦ РАН, 2005. 281 с. Карху Э. Г. Малые народы в потоке истории: исследования и воспоминания. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999. 256 с. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. 267 с. Козлов В. И. Проблематика «этничности» // Этнографическое обозрение. 1995. № 4. С. 39—54. Конфликты и согласие в современной России: (социально-философский анализ). М.: ИФ РАН, 1998. 155 с. Кортунов С. В. Россия: национальная идентичность на рубеже веков. М.: МОНФ, 1997. 120 с. Крысько В. Г. Этническая психология. 2-е изд. М.: Академия, 2004. Крюков М. В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы: ежегодник — 1989. (Вып. 19). М., 1989. С. 5—47. Личность. Культура. Этнос: Современная психологическая антропология / под ред. А. А. Белика. М.: Смысл, 2001. 555 с. Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994. 288 с. Лурье С. В. Историческая этнология. М.: Аспект-Пресс, 1997. 448 с. Магомедов А. К. Мистерия регионализма: Региональные правящие элиты и региональные идеологии в современной России: модели политического воссоздания «снизу» (сравнительный анализ на примере республик и областей Поволжья). М.: МОНФ, 2000. 224 с. Мыльников А. С. Синкретизм культуры эпохи становления наций // Расы и народы: ежегодник — 1987. (Вып. 17). М., 1987. С. 28—43. Налчаджан А. А. Этнопсихология. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 381 с.
6794742287196904.html 6794821183603254.html 6795165995400184.html 6795222926459347.html 6795340752468263.html
|